Поисковая активность и теория К. Левина

Теория поисковой активности В. Ротенберга


Исследуя стресс - неспецифический ответ организма, направленный на преодоление возникших трудностей и творческое приспособление к изменившимся обстоятельствам - Ротенберг отмечает, что вопрос о том, когда и почему кончается положительное действие стресса и начинается отрицательное ("дистресс" — истощение), — один из самых спорных во всей концепции. Согласно Селье, за фазами мобилизации и активного действия во время стресса, неизбежно следует истощение, снижающее адаптационные возможности организма и открывающее, тем самым, дорогу развитию различных заболеваний.

По мнению Ротенберга, теория Селье не только внутренне противоречива, но и местами противоречит фактическим данным, которые явно указывают на то, что в экстремальных ситуациях (равно как и в ряде профессий, связанных с постоянным стрессом) далеко не всегда наступает истощение, приводящее к психосоматическим заболеваниям. “И человек, и животное осуществляют в условиях стресса различную поведенческую активность и есть основания предполагать, что именно характер этой активности больше любых других факторов определяет степень устойчивости организма” (В. Ротенберг, "Сновидения, гипноз и деятельнсть мозга")

Особое внимание Ротенберг уделяет поисковой активности индивида, под которой понимает активность, направленную на изменение ситуации при отсутствии определенного прогноза результатов этой активности, но при постоянном учете достигнутых результатов . На основании многочисленных исследований автор делает вывод о том, что даже при длительном стрессе стадию устойчивости необязательно сменяет стадия истощения, возможно, она наступает только тогда, когда поисковая активность сменяется отказом от поиска.

Иными словами, человек, сталкивающийся со сложностями, различными вызовами и проблемами может не испытывать истощения, если он не отказывается от поиска решения проблемной ситуации, в которой он оказался. Даже если решение долго не находится, но индивид эмоционально не отстраняется от ситуации, продолжая строить планы, использует фантазию, прогнозирует и т.д. - он остается в “ресурсном” состоянии. Такая деятельность является полной противоположностью выученной беспомощности, при которой человек как бы отстраняется от проблемы, пассивно принимая возникающие сложности и дискомфорт.

Вытеснение, как психологическая защита, по сути представляет собой как раз отказ от поисковой активности, в то время как одна из функций сновидения - устранение вытеснения. “Согласно нашей концепции, основанной на результатах собственных исследований и анализе многочисленных данных, полученных другими учеными,во время быстрого сна и сновидений осуществляется поисковая активность,задача которой — компенсация состояния отказа от поиска в предшествующем сну бодрствовании и восстановление готовности к поисковой активности после пробуждения” - утверждает Ротенберг.

Необходимость такой компенсации возникает не только в при действии стрессовых факторов, но и в повседневной жизни - я, например, могу, листая социальную сеть, захотеть учиться вокалу и даже найти преподавателя, но отложить это действие на неопределенный срок. Могу захотеть зайти в какой-то переулок - так я обнаруживал замечательные, незнакомые мне места в самом центре города, - но не успеть это сделать. Захотеть позвонить знакомому - но я попросту забыть это сделать. Вся наша жизнь состоит из таких “мелочей”, вытесняемых нашей психикой, но - по сути - это отказ от поисковой активности и поэтому является фактором психического истощения, которое наступает к концу дня. Сновидение перерабатывает этот вытесненный материал, возвращая человеку бодрость и готовность быть активным в решении предстоящих задач.

Вадим Ротенберг и Курт Левин

Теорию Ротенберга относится к сфере психофизиологии, но ее можно перевести в чисто психологическую плоскость, обращаясь к теории личности Курта Левина (см. Б. Зейгарник, Теория личности Курта Левина)

Неудовлетворенные потребности создают заряженные динамические системы в психике человека, которые стремятся к разрядке и отвлекают на себя психическую энергию индивида.

Эти потребности - не обязательно базовые потребности человека, например пищевая, или потребность к труду, или самоуважению. Левин особо выделял квазипотребности - ситуационно возникшие потребности, обсусловленные полевой ситуацией. Например, у испытуемого в процессе психологического эксперимента формируется квазипотребность решать предлагаемые задачи, хотя эту потребность нельзя отнести к базовым. Приведенные выше примеры желания обратиться к преподавателю вокала, или зайти в переулок, или позвонить знакомому - квазипотребности в терминологии Курта Левина.

Таких, неудовлетворенных квазипотребностей может в течение дня накопиться много. В отношении них не было поисковой активности (В. Ротенберг) и динамическая заряженная система в психике остается. Понятно, что расход энергии на поддержание множества заряженных динамических систем - естественным образом приводит к недостатку энергии на необходимую деятельность и, как следствие, истощению жизненных сил организма.

К счастью, организм человека устроен мудро, и в психике существуют механизмы замещения одних потребностей другими. Одна из форм замещения - символическое замещение. Сам К. Левин приводит пример студента, который не имея возможности купить рояль, коллекционирует каталоги роялей. Сновидение как раз и является в теории Ротенберга символическим замещением вытесненных в течение дня потребностей, высвобождающим психическую энергию.

Комментарии